Власть и ТОС: практическая значимость взаимодействия
Накал социально-политических взаимоотношений в современном российском муниципалитете средней величины сегодня не уступает напряжению в крупных городах-миллионниках. Это обусловлено повышенной концентрации в них политических сил различной направленности. Степень их активизации по созданию мифа о провальном положении действующей власти возрастает в преддверии выборов. Во Владивостоке это нынешней год, следующий и знаковый – 2024!
Построение взаимодействия власти с элементами гражданского общества, в том сложившимся формате, что существует сейчас, не дает ожидаемого результата. Заданная тематика о содержании процесса всегда переходит в обсуждение о необходимости смены участников. Любые формы общественных организаций зависимы по своей природе от организационной идеи и от субъективных взглядов ее лидеров, пример – политические партии.
Необходима универсальная организационная форма, с одним возможным лозунгом и вариативной совокупностью участников. Максимально, по своим характеристикам, к подобной форме можно отнести Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Оно инициируется исключительно для решения вопросов местного значения, что предполагает деятельность с целью создания комфортной среды проживания. Создается как самоорганизация только из числа самих жителей на части территории муниципалитета и ее деятельность невозможна без взаимодействия с органами власти. Никакой политики в прикладном ее значении и очевидная преемственность в осуществлении конституционных задач по формированию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Что получит администрация муниципалитета, делая ставку на данную форму самоорганизации граждан:
Способность регуляции процессов гражданской активности, городская активность имеет ярко выраженный территориально-коммунальный аспект, а значит регулируется через вопросы локально значения.
Децентрализацию ответственности за решение локальных вопросов и измененную риторику общественной дискуссии с «администрация во всем виновата», на «почему вы не сделали то, что сами инициировали», последнюю фразу будут иметь возможность произносить как должностные лица (напрямую или через СМИ), так и активисты других ТОС. При выделении соответствующих ресурсов, ответственными за отсутствие благ должны быть сами жители и депутаты данного округа.
Децентрализацию инициативы по привлечению к ответственности недобросовестных пользователей земельными участками, застройщиков, пользователей и собственников недвижимости, лиц, осуществляющих незаконную хозяйственную деятельность (стоянки, ларьки, гаражные кооперативы, самострой, стихийные рынки и т.д.).
Формирование положительного мнения о стратегических инициативах администрации муниципалитета.
Нейтрализацию негативного влияния на местное сообщество, представленное жителями. В своей массе они способны подавить «мнение» отдельных оппозиционно настроенных «экспертов».
Устойчивого и системного субъекта привлечения дополнительных средств в местный бюджет (инициативное бюджетирование, гранты, конкурсы, пожертвования, сборы и т.д.).
Эффективную местную систему волонтерства.
Почему жители не хотят самоорганизовываться:
Сегодняшняя активность жителей, направленная на инициацию деятельности по преобразованию городского пространства, оставляет желать лучшего. Созданные ТОС в большей своей части являются фикцией. Основными сдерживающими факторами являются следующие:
- очевидное противодействие местных и региональных чиновников, выраженное в бездействии (отсутствуют программы, правотворческие инициативы и иные действия, позволяющие стимулировать активность жителей, постоянные невнятные ответы на запросы активистов);
- противодействие со стороны партий, фракционно входящих в представительные органы, они испытывают очевидные опасения на фоне предполагаемого изменения формата взаимодействия с организованным избирателем (от поверхностного и предвыборного к искреннему и соучастному);
- жители не видят перспектив для самоорганизации (нет стимулов-мотиваторов);
- жителей страшит миф о дополнительной материальной ответственности, распространяемый АТУ (администрацией) и УК;
- для участия в различных программах финансирования придомовых инициатив, создание ТОС не является необходимым условием;
- для выражения протеста ТОС не нужен, он опасен персонификацией лидеров (оппозиционным силам удобнее провоцировать протест там, где нет сложившихся отношений между жителями и властью).
Основные условия реализации проекта по создания системы ТОС
Проект «Территориальное самоуправление как драйвер развития муниципалитетов» должен иметь статус губернаторского и курироваться на местах главами муниципалитетов, в экспериментальной форме, он может быть заявлен как муниципальный. Это одно из важнейших условий.
Проект должен получить:
- статус (губернаторский или муниципальный);
- структуру администрирования;
- информационное обеспечение;
- включение во все программы и проекты региона (муниципалитета).
Основные задачи проекта по созданию системы ТОС
Реализация проекта по созданию системы ТОС предполагает решение ряда задач:
- создать структуру администрирования.
Обязательно создать Общественный Совет по развитию ТОС, в зависимости от статуса проекта, утвердить наличие должности общественного помощника губернатора и (или) главы муниципалитета. Данного помощника наделить функциями секретаря Общественного совете по развитию ТОС, обеспечить возможность его взаимодействие с жителями в периоды между заседаниями Совета (создать группу правовой поддержки). Создать рабочие общественные группы ТОС во всех структурах администрации и группы по взаимодействию с региональными представительствами федеральных органов (МФД, ФНС, ПФР. ФССП и т.д.).
- информационное обеспечение.
Обеспечить информационную поддержку через СМИ, сформировать содержание и формат агитационного печатного и электронного материала, обеспечить реализацию постоянно действующей образовательно-информационной программы «Ты – главный менеджер местных инициатив» (соавтор ДВФУ);
- включение на приоритетной основе во все программы и проекты.
С целью повышения мотивационной составляющей необходимо пересмотреть все существующие методики определения наиболее актуальных инициатив граждан и процедуры распределения фондов различных программ. Необходимо подчеркнуть значимость взаимодействия с самоорганизованным местным сообществом, только факт регистрации ТОС является подтверждением ответственного включения во взаимодействие по осуществлению государственной политики на местах. Это касается участия в программах по всем нацпроектам, по проектам инициативного бюджетирования, по краевым и муниципальным программам.
- поддержать и включиться в осуществление проектов, уже начатых ТОС (сделать их муниципальными).
Уже сейчас, несмотря на отсутствие поддержки, общественный Горсовет ТОС Владивостока смог запустить следующие проекты:
«Соучастное проектирование общественных пространств», «Конгресс местных сообществ стран АТР» (совместно с ДВФУ)
«Наш двор – инклюзивное пространство» (совместно с СОНКО Благое дело)
«Городской двор - территория чемпионов» (продолжение во дворах губернаторской «Зарядки чемпионов»)
«Рисунок на асфальте», «Улица глазами ребенка», «Керамика солнца», «Фестиваль уличных праздников», «Почетный житель двора», «Кружок технического творчества» и т.д. (совместно с СОНКО Благое дело и Центр Наш мир).
«Благотворим в наш город» (совместно с бизнес-сообществом) и др.
Накал социально-политических взаимоотношений в современном российском муниципалитете средней величины сегодня не уступает напряжению в крупных городах-миллионниках. Это обусловлено повышенной концентрации в них политических сил различной направленности. Степень их активизации по созданию мифа о провальном положении действующей власти возрастает в преддверии выборов. Во Владивостоке это нынешней год, следующий и знаковый – 2024!
Построение взаимодействия власти с элементами гражданского общества, в том сложившимся формате, что существует сейчас, не дает ожидаемого результата. Заданная тематика о содержании процесса всегда переходит в обсуждение о необходимости смены участников. Любые формы общественных организаций зависимы по своей природе от организационной идеи и от субъективных взглядов ее лидеров, пример – политические партии.
Необходима универсальная организационная форма, с одним возможным лозунгом и вариативной совокупностью участников. Максимально, по своим характеристикам, к подобной форме можно отнести Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Оно инициируется исключительно для решения вопросов местного значения, что предполагает деятельность с целью создания комфортной среды проживания. Создается как самоорганизация только из числа самих жителей на части территории муниципалитета и ее деятельность невозможна без взаимодействия с органами власти. Никакой политики в прикладном ее значении и очевидная преемственность в осуществлении конституционных задач по формированию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Что получит администрация муниципалитета, делая ставку на данную форму самоорганизации граждан:
Способность регуляции процессов гражданской активности, городская активность имеет ярко выраженный территориально-коммунальный аспект, а значит регулируется через вопросы локально значения.
Децентрализацию ответственности за решение локальных вопросов и измененную риторику общественной дискуссии с «администрация во всем виновата», на «почему вы не сделали то, что сами инициировали», последнюю фразу будут иметь возможность произносить как должностные лица (напрямую или через СМИ), так и активисты других ТОС. При выделении соответствующих ресурсов, ответственными за отсутствие благ должны быть сами жители и депутаты данного округа.
Децентрализацию инициативы по привлечению к ответственности недобросовестных пользователей земельными участками, застройщиков, пользователей и собственников недвижимости, лиц, осуществляющих незаконную хозяйственную деятельность (стоянки, ларьки, гаражные кооперативы, самострой, стихийные рынки и т.д.).
Формирование положительного мнения о стратегических инициативах администрации муниципалитета.
Нейтрализацию негативного влияния на местное сообщество, представленное жителями. В своей массе они способны подавить «мнение» отдельных оппозиционно настроенных «экспертов».
Устойчивого и системного субъекта привлечения дополнительных средств в местный бюджет (инициативное бюджетирование, гранты, конкурсы, пожертвования, сборы и т.д.).
Эффективную местную систему волонтерства.
Почему жители не хотят самоорганизовываться:
Сегодняшняя активность жителей, направленная на инициацию деятельности по преобразованию городского пространства, оставляет желать лучшего. Созданные ТОС в большей своей части являются фикцией. Основными сдерживающими факторами являются следующие:
- очевидное противодействие местных и региональных чиновников, выраженное в бездействии (отсутствуют программы, правотворческие инициативы и иные действия, позволяющие стимулировать активность жителей, постоянные невнятные ответы на запросы активистов);
- противодействие со стороны партий, фракционно входящих в представительные органы, они испытывают очевидные опасения на фоне предполагаемого изменения формата взаимодействия с организованным избирателем (от поверхностного и предвыборного к искреннему и соучастному);
- жители не видят перспектив для самоорганизации (нет стимулов-мотиваторов);
- жителей страшит миф о дополнительной материальной ответственности, распространяемый АТУ (администрацией) и УК;
- для участия в различных программах финансирования придомовых инициатив, создание ТОС не является необходимым условием;
- для выражения протеста ТОС не нужен, он опасен персонификацией лидеров (оппозиционным силам удобнее провоцировать протест там, где нет сложившихся отношений между жителями и властью).
Основные условия реализации проекта по создания системы ТОС
Проект «Территориальное самоуправление как драйвер развития муниципалитетов» должен иметь статус губернаторского и курироваться на местах главами муниципалитетов, в экспериментальной форме, он может быть заявлен как муниципальный. Это одно из важнейших условий.
Проект должен получить:
- статус (губернаторский или муниципальный);
- структуру администрирования;
- информационное обеспечение;
- включение во все программы и проекты региона (муниципалитета).
Основные задачи проекта по созданию системы ТОС
Реализация проекта по созданию системы ТОС предполагает решение ряда задач:
- создать структуру администрирования.
Обязательно создать Общественный Совет по развитию ТОС, в зависимости от статуса проекта, утвердить наличие должности общественного помощника губернатора и (или) главы муниципалитета. Данного помощника наделить функциями секретаря Общественного совете по развитию ТОС, обеспечить возможность его взаимодействие с жителями в периоды между заседаниями Совета (создать группу правовой поддержки). Создать рабочие общественные группы ТОС во всех структурах администрации и группы по взаимодействию с региональными представительствами федеральных органов (МФД, ФНС, ПФР. ФССП и т.д.).
- информационное обеспечение.
Обеспечить информационную поддержку через СМИ, сформировать содержание и формат агитационного печатного и электронного материала, обеспечить реализацию постоянно действующей образовательно-информационной программы «Ты – главный менеджер местных инициатив» (соавтор ДВФУ);
- включение на приоритетной основе во все программы и проекты.
С целью повышения мотивационной составляющей необходимо пересмотреть все существующие методики определения наиболее актуальных инициатив граждан и процедуры распределения фондов различных программ. Необходимо подчеркнуть значимость взаимодействия с самоорганизованным местным сообществом, только факт регистрации ТОС является подтверждением ответственного включения во взаимодействие по осуществлению государственной политики на местах. Это касается участия в программах по всем нацпроектам, по проектам инициативного бюджетирования, по краевым и муниципальным программам.
- поддержать и включиться в осуществление проектов, уже начатых ТОС (сделать их муниципальными).
Уже сейчас, несмотря на отсутствие поддержки, общественный Горсовет ТОС Владивостока смог запустить следующие проекты:
«Соучастное проектирование общественных пространств», «Конгресс местных сообществ стран АТР» (совместно с ДВФУ)
«Наш двор – инклюзивное пространство» (совместно с СОНКО Благое дело)
«Городской двор - территория чемпионов» (продолжение во дворах губернаторской «Зарядки чемпионов»)
«Рисунок на асфальте», «Улица глазами ребенка», «Керамика солнца», «Фестиваль уличных праздников», «Почетный житель двора», «Кружок технического творчества» и т.д. (совместно с СОНКО Благое дело и Центр Наш мир).
«Благотворим в наш город» (совместно с бизнес-сообществом) и др.